Другое название: Отдел изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения, 1919-1922
В 1918 году создаются соответственно в январе Петроградский отдел Изо НКП под руководством Д.П. Штеренберга и в мае Московский отдел Изо НКП под руководством В.Е. Татлина. В обоих структурах доминировали представители левого направления как – для Петрограда – О.М. Брик, В.Д. Баранов-Россине, И.С. Школьник и – для Москвы – А.А. Моргунов, А.И. Иванов, И.И. Машков, А.В. Шевченко, В.Ф. Франкетти, О.В. Розанова, А.М. Родченко, К.С. Малевич, Б.Д. Королёв, Н.А. Удальцова, П.В. Кузнецов, Р.Р. Фальк, В.В. Кандинский.
Отдел Изо организовал ГСХМ (Государственные свободные художественные мастерские, 1918-1920), создал ВЦВБ (Всероссийское центральное выставочное бюро, 1918-1921), проводил выставки и дебаты, реализовывал издательскую программу (публикации монографий о творчестве художников, научных и популярных изданий, периодики, в частности, газеты «Искусство. Вестник отдела Изо НКП» и «Искусство коммуны»). При нем начало работать Международное художественное бюро, призванное осуществлять взаимодействие с европейскими художниками.
С 1919 года подвергся критики «за футуризм», которая переросла затем в конфликт между Отделом Изо и Пролеткультом с комфутами (коммунисты-футуристы, литературная группа). В феврале 1921 года функции НКП были переданы Главполитпросвету во главе с Н.К. Крупской; заведующие всеми отделами были заменены.
В 1922 году Московский и Петроградский отделы Изо были ликвидированы, в результате чего левые художники были отстранены от власти.
Источник: А.Д. Таргулов, «Отдел Изо НКП (Отдел изобразительных искусств НКП)» // Энциклопедия русского авангарда, 2012-2017.