Внучка известного историка и писателя Н.А. Полевого, Елизавета Николаевна Званцева (1864-1921), обучавшаяся в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Петербургской Академии художеств и наконец в частных парижских школах (академия Коларосси и академия Жюлиана), создала в 1899 году в Москве художественную школу, где первыми приглашенными преподавателями были К. Коровин, В. Серов и его ученик Н. Ульянов.
Отталкиваясь от этого московского опыта и оставаясь верной меценатскому характеру первоначального проекта, она открывает в 1906 году, но уже в Петербурге, новую школу. Расположившаяся в знаменитом «доме с башней», по соседству с квартирой поэта-символиста и философа В. Иванова, школа изменяет свое художественное направление. Вместо характерного для московского периода проблематичного симбиоза передвижнических тенденций И. Репина, учителя Званцевой, и мирисскустнических принципов К. Сомова, с которыми ее связывали близкие дружеские отношения и парижский опыт, в Петербурге формируется более цельная система, определяемая главным образом Л.С. Бакстом, приглашенным для художественного руководства школой. Преподаватели, среди которых были М.В. Добужинский, К.С. Петров-Водкин, Н.П. Ульянов и сама Е.Н. Званцева, стремились выработать новую художественную традицию, создав, следуя тенденциям модерна, «мастерскую-храм», где коллективный поиск «органичного» искусства ставился выше личного успеха и где главным был сам процесс художественного эксперемента. В школе, нередко называемой «школой Бакста и Добужинского», могли обучаться и дети, и начинающие любители, и зрелые художники. Итогом ее деятельности стала выставка работ учащихся в редакции журнала «Аполлон» в 1910 году. Школа просуществовала до 1916 года.
Источник: А.Д. Сарабьянов, «Елизавета Николаевна Званцева» // Энциклопедия русского авангарда, 2013-2017.