Витебск, 1919-1941
ВНХУ, которое несколько раз меняло название, связывают с понятием «Витебская художественная школа» и с «витебским супрематическим ренессансом» (Е.Ф. Ковтун). С создания в 1919 года М.З. Шагалом, в ту пору уполномоченный НКП по делам искусств в Витебске, и вплоть до 1922 года – момента отъезда К.С. Малевича с учениками в Петроград –, ВНХУ был одним из крупных центров художественного авангарда, объединившим многих известных художников (М.В. Добужинского, Н.Э. Радлова, И.А. Пуни, В.М. Ермолаеву, Н.И. Любавину, И.Х. Тильберга, К.Л. Богуславскую, Л.М. Лисицкого и других). В феврале 1920 года ученики и соратники Малевича объединились в группу Уновис («Утвердители нового искусства»); преподавание выстраивалось по разработанной Малевичем системе, согласно его теории движения искусства от кубизма к супрематизму.
После ряда ревизий и критических аттак в 1923 года ВНХУ был преобразован в художественный техникум, его ректором был назначен скульптор-реалист М.А. Керзин и весь преподавательский состав был полностью заменён.
Источники:
А.Г. Лисов // Энциклопедия русского авангарда, 2012-2017;
Т.В. Горячева // Энциклопедия русского
авангарда, 2012-2017