Центральное училище технического рисования было создано в 1876 году на средства А.Л. Штиглица и существовало на проценты от его капитала. В 1877 году был принят устав училища, согласно которому оно было призвано «обучать ученых рисовальщиков для ремесел и мануфактуры, а также учителей рисования и черчения, и кроме этого содействовать развитию художественных способностей рабочих и ремесленников».
В 1879 году при училище была открыта Начальная школа рисования, черчения и лепки, в которую принимали детей в возрасте от 10 до 14 лет. При Школе действовала мастерская слепков с архитектурных деталей и образцов классической скульптуры.
В 1881 году Училище разместилось в своем современном здании.
Согласно Г. Власовой, «учебный курс в Училище Штиглица состоял из общеобразовательных и художественных дисциплин. [...] Общеобразовательный курс, рассчитанный на четыре года, включал следующие предметы: закон Божий, русская словесность, начертательная геометрия, теория перспективы и теория теней, всеобщая и русская история, история изящных и прикладных искусств, практическая эстетика, основы анатомии, основы химии и технологии, методика преподавания рисования, иностранный язык по выбору (немецкий или французский). К обязательным предметам в общехудожественных и специальных классах относились рисунок карандашом с гипсов и натуры, рисунок пером, отмывка тушью, акварель, живопись, черчение, съемка или обмеры различных предметов, рисование орнаментов, рисование живых цветов, лепка и проектирование образцов для художественной промышленности».
Студенты делились на учеников и вольнослушателей. После первого года обучения учащиеся начинали осваивать избранную профессию, посещая специальные классы и мастерские. К 1903 году существовали классы ксилографии и офорта (преподаватели В.В. Матэ, Н.З. Панов), майолики (Э.Я. Кремер), живописи на фарфоре (К. Пассе, Г.И. Кузик, К.И. Бренцен), тиснения кожи (Э.К. Вестфален), чеканки (И.А. Мурзанов), рисования образцов для ткацкого и ситценабивного дела (Ю.И. Яункальнин), декоративной живописи (Н.И. Блинов, М.Д. Салтыков), лепки (М.А. Чижов, М.Я. Харламов), театральных декораций (П.Б. Ламбин), керамики (К.И. Келер), резьбы по дереву (А.И. Адамсон, Г. де Камелли). Курс обучения в них был рассчитан на два года.
В 1918 году Училище было переименовано в Государственные художественно-промышленные мастерские, которые затем слились с Петроградским Вхутеином.
В 1945 году оно было воссоздано как Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной.
С 1994 года стало именоваться Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия.
Источник: Галина Власова, «Школа художественного мастерства» // Наше наследие, №77, 2006.